Муниципальное
дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида 23 «Лучик»
Конспект
занятия аквааэробики для детей старшего
дошкольного возраста.
Тема: «Юные
пловцы»
Возрастная группа: старшая
Место проведения: бассейн
Виды деятельности детей:
-двигательная
- коммуникативная
- игровая
форма:
тренировочное
Цель: создание
оптимальных физкультурно – оздоровительных условий для наиболее полного
раскрытия и реализации плавательных способностей.
Задачи:
Оздоровительные задачи:
Оздоровительные: обеспечить детям условия и возможности для
реализации собственной индивидуальности (имеющихся задатков и способностей) в
плавании и двигательной культуре; укреплять
физическое и психическое здоровье детей, общую физическую подготовленность,
формировать правильный изгиб позвоночника, укрепить связочно-суставный
аппарат.
Образовательные: развивать двигательные качества и
умения, координацию движений, выносливость, силу и ловкость в соответствии с
индивидуальными особенностями ребёнка, формировать адекватные установки для
успешного овладения различными способами плавания.
Воспитательные: воспитывать нравственно–волевые
и коммуникативные качества, дружеские взаимоотношения детей друг с другом и
чувство уверенности в себе. Развивать творческие способности, Аква
творчество, воспитывать художественный вкус, любовь к воде и движениям в
ней.
Методы и приемы:
1. Методы мотивации и стимуляции детей:
- вводная беседа (информационного
характера)
2. Методы:
v Наглядные: показ изучаемого движения в целостном виде, с разделением на части. Анализ с помощью наглядных пособий, видеосюжетов, жестов.
v Практические: предусматривают многократное повторение движений сначала по элементам, а затем полностью, обучение в облегченных или усложненных условиях. Изучение движений в игровой и соревновательной деятельности, выполнение контрастных движений.
3. Методы контроля и оценки деятельности детей:
- рефлексия деятельности.
Материалы и оборудование:
Материалы для деятельности детей:
Раздаточный материал:
акваролики, нудл,
плавательные доски
Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей:
- колонка,
ноутбук;
- аудиозаписи песен «Спортивное попурри»
Этапы |
Деятельность инструктора |
Деятельность воспитанников |
Ожидаемые результаты |
I мотивационно- Целевой |
Организационный момент. 1.
Построение, приветствие. 2. Игра «можно - нельзя» (повторение правил
поведения в бассейне). Инструктор: Рядом с нами, вы поверьте, есть волшебная страна. Где она? За этой дверцей! Так, что сразу не видна. Там никто не знает горя, там царит счастливый смех. В этот край зовём сегодня, мы с собою всех. Ребята, посмотрите, сегодня к нам пришло много гостей.
Давайте поприветствуем их. Инструктор: Уважаемые гости и! Вам сегодня
предоставляется возможность путешествия в страну детства под названием:
«Весёлая акватория». Здесь царит радость, красота и здоровье. Вы убедитесь,
что никогда ещё физические упражнения не доставляли столько радости и
удовольствия, как во время выполнения упражнений в воде. Здесь дети
становятся немного взрослее, сильнее, стройнее. К нам сегодня не спешит
«Мойдодыр», потому что мы знаем правила личной гигиены; мы знаем правила
поведения в бассейне, а значит, мы не выглядим «Незнайками». Правда, ребята? Дети: Да! (хором) Инструктор: Ребята знают, что надо беречь
себя, потому что вода баловства и ошибок не прощает, поэтому на занятиях у
нас всегда строгая дисциплина. Мы всегда готовы прийти на помощь друг другу,
сопереживать, чувствовать ответственность. Именно здесь дети приобретают
уверенность в себе. Ребята, а для вас плавание – занятие увлекательное? Дети: Да! (хором) Инструктор: Добро пожаловать в нашу страну.
Ребята, а хотите стать юными олимпийцами? Тогда приглашаю вас на тренировку. 3.Комплекс подводящих упражнений «сухого плавания»: (Разминка на
суше. Игра-зарядка). |
Организованный вход детей в зал плавательного бассейна
строем друг за другом. Внимательно слушают команды физинструктора и настраиваются
на выполнение заданий. (Дети выполняют движения за инструктором) |
Закрепление правил поведения в бассейне Вызван интерес детей к предстоящей
деятельности. Умение слушать и выполнять
словесные указания Мотивация детей на выполнения
задания |
II Содержательно- деятельностный |
Организационный вход в воду. Инструктор предлагает детям выполнить ряд упражнений. По
завершении выполнения каждого упражнения инструктор отмечает отличившихся
детей 1.Передвижения по дну бассейна в виде ходьбы и бега
«Кто лучше?» Ходьба: вдоль борта, на носочках, на пяточках; Упражнения: «Крокодильчики», «Раки» Бег: бег по дну бассейна, помогая гребковыми
движениями рук, паровозиком. 2. Комплекс аквааэробики с аквароликами: Педагог показывает все упражнения, стоя на бортике 1) «Прогулка»- И.п.–о. с.; ходьба
на месте; имитация передвижений, как пингвины, акваролики в руках. 2) «Потягушки» - И.п. – ноги врозь, руки
вдоль тела: 1- подъем рук вверх, посмотреть на, аквагантели; 2- вернуться в И.п. 3) «Поворотики»
- И.п. – тоже, руки в стороны, 1 -повороты влево вправо: 2- возвращение рук в И.п. 4) «Скольжение» - И.п. – ноги врозь, руки перед собой: 1- наклон вперед, выпрямляя руки перед
собой, акваролики скользят по воде; 2- вернуться в И. п. 5) «Качалка» - И.п. – ноги врозь, наклон
вперед, руки прямые, лежат на воде; движения руками вниз вверх, преодолевая
сопротивление воды. 6) «Касалки» - И.п. - стойка ноги врозь, руки перед собой; Поочередное поднимание ног из воды, касаясь коленом
акваролики. 7)И.п. выпад правой вперед, ролики внизу. 1- стойка на левом колене, гантели к плечам, выдох; 2-И.п. вдох; 3- стойка на левом колене, ролики в стороны, выдох; 4.И.п. вдох 8) «Веселье» -
И. п.- ноги врозь, руки прижаты к груди с акваролики; прыжки с одной ноги на
другую, вокруг своей оси. 9) «Дыхалки» -
И.п. – тоже; 1 - подъем рук вверх вдох; 2 – вернуться в И. п., выдох на акваролики. Физинструктор:
А к испытаниям иным готовы? Ногами брассом на груди 2.Упражнение
«Плавание на груди и на спине с доской: ноги работают кролем в согласовании с
дыханием». «Плыть на груди и на спине 3.Упражнение «Насос».
Стоя в шеренге спиной к бортику, по сигналу дети выполняют многократные
выдохи в воду. Как «насос» дышите вы, пузыри пуская, Физинструктор: А
к испытаниям иным готовы? 4.Упражнение «Проплыви
через тоннель». Четыре ребенка образуют тоннель из двух обручей.
Остальные дети выстраиваются в колонну по одному. По сигналу, дети по очереди
выполняют скольжение на груди с работой ног кролем через тоннель из
вертикально удерживаемых обручей, стараясь не задеть обруч. 5. Игра «Море волнуется раз». Дети стоят произвольно. 1) «Море волнуется раз» - двигают руки под водой справа -
влево, влево -вправо медленно; 2) «Море волнуется два» - тоже, руки двигают чуть
быстрее; 3)«Море волнуется три, буря на море смотри» - тоже, руки
двигают быстрее и мощнее. 6.«Звезда» на груди
(с помощью нудла или без). Попрошу всех смирно встать, |
Дети выстраиваются в 2 колонны, вдоль борта. Выполняют задания
во время передвижения по дну бассейна Дети синхронно выполняют комплекс упражнений аквааэробики
под музыку «Спортивное попурри» Внимательно слушают следующее задание. Выполняют предложенные упражнения Вместе с физинструктором дети
произносят и выполняют движения: |
Умение слушать и выполнять
словесные указания Самостоятельное применение ранее усвоенных знаний и
способов деятельности. Физическая разрядка, снятие напряжения, переключение с
одного вида деятельности на другой. Положительные эмоции при физической нагрузке. Активизируется внимание, сформировано
умение соблюдать правила в подвижной игре |
III Оценочно- рефлексивный |
Инструктор: Ребята, пришло
время сказать до свидания «Весёлой акватории. Ребята, вам понравилась тренировка? Какое задание оказалось самым трудным? Интересным? Хвалит детей за проделанную работу. Испытания прошли все на диво, Самостоятельный
выход из воды по лестнице под присмотром педагога |
Дети лежат на нудлах на спине, расслабляя
мышцы Дети делятся своими впечатлениями рассказывают, что
понравилось больше всего. |
Дети умеют расслаблять и восстанавливать
организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения. Сформированы
положительные эмоции от занятия |
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного
вида 23 «Лучик»
Рассмотрено: |
Утверждено: |
Проект
«АКВААЭРОБИКА»
(оздоровительной направленности для детей 5-6лет)
- Савельева М.О
- Инструктор по физической культуре
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время Правительство Российской Федерации
уделяет большое внимание вопросам охраны и укрепления здоровья детей и всего
населения страны. Здоровый образ жизни, физическая культура и спорт – те
социальные факторы, которые способствуют развитию сильного государства и
здорового общества. Основа здоровья закладывается в раннем возрасте и зависит
от воспитания в семье, деятельности дошкольных образовательных учреждений и
других социальных институтов, где развивается и воспитывается ребенок. Поэтому
особенно важно строить образовательный процесс в области физического воспитания
на принципах здоровьесберегающих технологий.
В системе
комплексной физкультурно–оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста
большое место занимает обучение детей плаванию. Глен Доман, американский
детский врач, утверждает, что «вода – это еще одна среда обитания, которая
способствует процветанию вашего ребенка, а плавание – дополнительный источник
наслаждения на пути к физическому совершенству!».
Известно, что плавание представляет собой одно из
важнейших средств физического воспитания и относится не только к
здоровьесберегающим, но и к жизнесберегающим технологиям. Большое количество
несчастных случаев на воде с детьми происходит из -за неумения плавать. Поэтому
чем раньше приучить детей к воде, что является основной задачей и родителей, и
чем раньше научить их плавать, тем раньше и полнее скажется положительное
воздействие плавания на развитие всего детского организма.
Плавание – одно из важнейших звеньев в воспитании ребёнка
– содействует разностороннему
физическому развитию и является общепризнанным. В медико –
физиологическом аспекте -
стимулирование деятельности
нервной, сердечно – сосудистой и дыхательной систем, укрепление функциональных
возможностей опорно – двигательного аппарата, в психологическом аспекте –
формирование произвольной регуляции движений и действий, в педагогическом – это
не только обучение детей сложноорганизованным действиям, но и способ
становления навыков саморегуляции.
В то же время акватория бассейна – это прежде всего иная среда обитания, которая представляет особые требования к двигательным способностям человека.
Ааквааэробика – универсальная сопутствующая форма развития плавательных способностей
детей дошкольного возраста, которая завоевывает популярность с огромной скоростью, благодаря простоте и
доступности, а также эффективности.
Это понятие происходит от двух слов «аква» - вода, «аэробика» - комплекс физических упражнений с элементами
хореографии, выполненных под музыку.
«Аквааэробика» - это выполнение широкого спектра
физических упражнений в воде: от активных развлечений до серьезных занятий под
музыку, часто имеющих спортивную направленность. В отличие от других видов
физических упражнений, аквааэробика обеспечивает более высокий оздоровительный
эффект, положительно влияет на организм человека.
- Состав группы постоянный
- Количество 10-12. Возраст 5-6лет.
- Форма проведения – групповые и индивидуальны занятия.
Программа рассчитана на 2 года обучения, 1 час в неделю.
Практическая
значимость
Что дают ребенку занятия аквааэробикой?
- Адаптация к водной среде обогащает двигательный опыт, дает новые
впечатления, что важно для развития детей.
- Водные занятия оказывают выраженный оздоравливающий и укрепляющий эффект.
Вода нормализует мышечный тонус, снимает напряжение, укрепляет мышцы,
закаливает, развивает вестибулярный аппарат (чувство равновесия).
- Ребенок должен понять,
что вода — это не опасность, которой надо бояться, а естественная и здоровая
среда, в которой можно находиться. Главное — получать удовольствие от нахождения
в воде.
- Велико гигиеническое
значение аквааэробики. Вода очищает
кожу, способствует улучшению кожного дыхания, активизирует деятельность
различных внутренних органов.
Аквааэробика способствует:
предупреждению
искривлений позвоночника;
устранению
повышенной возбудимости и раздражительности;
формированию
«мышечного корсета»;
гармоничному
развитию всех мышечных групп;
созданию хорошего настроения.
ЦЕЛЬ – создание оптимальных физкультурно – оздоровительных условий для наиболее полного раскрытия и реализации плавательных способностей.
ЗАДАЧИ:
Оздоровительные: обеспечить детям
условия и возможности для реализации собственной индивидуальности (имеющихся
задатков и способностей) в плавании и двигательной культуре; укреплять физическое и психическое
здоровье детей, общую физическую подготовленность, формировать правильный изгиб
позвоночника, укрепить связочно-суставный аппарат.
Образовательные: развивать двигательные качества и умения, координацию движений,
выносливость, силу и ловкость в соответствии с индивидуальными особенностями
ребёнка, формировать адекватные установки для успешного овладения
различными способами плавания.
Воспитательные: воспитывать нравственно–волевые
и коммуникативные качества, дружеские взаимоотношения детей друг с другом и чувство уверенности в себе. Развивать
творческие способности, акватворчество, воспитывать художественный вкус,
любовь к воде и движениям в ней.
Основные формы занятий:
теоретические - предполагают рассказ о
влиянии аквааэробики на организм,
об использовании упражнений в повседневной жизни и самостоятельной активности;
практические - обеспечивают обучение новым упражнениям,
совершенствование умения выполнять движения в темпе музыки;
самостоятельные - предусматривают самостоятельное выполнение упражнений под музыку,
проявление творческой индивидуальности,
реализацию своих потребностей в движении;
индивидуальные - направлены на
совершенствование умений детей со слабой подготовкой или творчески активных
более способных детей.
Средства обучения
- Подготовительные упражнения на воде, упражнения, знакомящие детей с водой
и ее свойствами.
- Упражнения для разучивания
техники плавании «с опорой и без».
- Простейшие спады и прыжки в
воду.
- Игры
и игровые упражнения способствующие:
-
упражнения релаксации - каждое действие должно
доставлять приятные ощущения и удовольствие, способствовать хорошему
самочувствию. Упражнения позволяют приучать детей к отдыху в короткий временной
промежуток, к быстрому переходу от одного эмоционального состояния к другому,
восстанавливают функции организма после физических упражнений, повышают
работоспособность. Выполняются под
спокойную музыку.
-комплексы упражнений
аквааэробики -
выполнение умеренных по интенсивности физических упражнений в воде под музыку. Простые, разнообразные движения (общеразвивающие,
имитационные, танцевальные и др.), позволяют выразить эмоциональное состояние,
сюжеты, образы. Находясь в воде, ребенок
испытывает ощущение невесомости,
упражнения легче выполнять в воде, чем на
суше. Вода создает сопротивление и для получения необходимой нагрузки для мышц достаточно небольшого количества
повторений упражнений. Упражнения выполнять без предметов, так и с ними.
Занятия знакомят со свойствами воды, развивают чувство ритма,
акватворчество.
-художественное плавание – выполнение, демонстрация
различных хороводов, фигурных маршировок, геометрических фигур, построения и перестроения, композиции,
объединенные плавательными движениями и элементами статистического плавания
(т.е. умение неподвижно лежать на воде). Выполняется под музыку, возможно
синхронно. Могут быть индивидуальные, парные, групповые. Отличается от
синхронного плавания своей не соревновательной направленностью. Задача
художественного плавания пропаганда плавания и здорового образа жизни.
Упражнения позволяют закрепить навыки
плавания, разнообразить процесс обучения и развивать акватворчество.
Требования у уровню подготовленности детей
Успешность усвоения материала по аквааэробике определяется степенью овладения основными навыками плавания.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В бассейне имеются:
игровое оборудование; круги надувные
детские; гимнастические палки; мячи; обручи, плавающие игрушки.
Занятия
предусмотрены с учетом возраста и плавательной подготовленности воспитанников,
т. е. рассчитаны на детей старшей, подготовительной группы, имеющих
определенные плавательные умения и навыки.
Методы
обучения
v Словесные объяснения, в форме образных
выражений и сравнений, рассказ, беседы, команды.
v Наглядные: показ изучаемого движения в
целостном виде, с разделением на части. Анализ
с помощью наглядных пособий, видеосюжетов, жестов.
v Практические: предусматривают многократное
повторение движений сначала по элементам, а затем полностью, обучение в
облегченных или усложненных условиях. Изучение движений в игровой и
соревновательной деятельности, выполнение контрастных движений.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- Обогатится социальный
опыт дошкольников, расширится их кругозор.
Укрепится здоровье детей,
совершенствуются различные виды передвижений в воде, повысится
сопротивляемость организма неблагоприятным воздействиям внешней среды.
У детей
сформируются представления о здоровом
образе жизни. Повысится интерес к занятиям плаванием и спорту, ускорится развитие творческих способностей детей, развитие
морально – волевых качеств, обогащение эмоционального состояния, создание
чувства радости, воспитание у дошкольников положительных черт характера,
формирование дружеских отношений в коллективе.
У родителей
сформируются представления о создании благоприятного эмоционального и социально
– психологического климата для
полноценного развития ребенка.
Родители будут вовлечены в единое пространство «семья – детский сад».
Один из результатов данного проекта – успешное обучение
детей плаванию.
Дети,
систематически занимающиеся в бассейне, осваивают умение задерживать
дыхание, погружение в воду, скольжение в воде на груди и на спине. Они учатся
движениям ногами вверх-вниз, сидя и лёжа на мелком месте с опорой на дно
руками. При качественной организации занятий к концу обучения дошкольники
осваивают плавание произвольным способом. Подобные умения всегда были и остаются
жизненной необходимостью в экстремальных условиях, так как дают возможность
ребёнку продержаться на воде.
Качественная работа по обучению дошкольников плаванию,
даёт троякий результат:
- профилактику несчастных случаев на воде;
- общее оздоровление детей;
- воспитание привычки к здоровому образу жизни.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ
ПЛАН
Распределение времени организации занятий на учебный год
Группа |
Количество
занятий |
Количество
часов
|
||||
в неделю |
в месяц |
в год |
в неделю |
в месяц |
в год |
|
5-6 лет
|
1 |
4 |
36 |
30 мин |
2 часа |
18 часов
|
Планирование изучаемого материала
для детей 5-6 лет
№
|
Учебный материал |
Квартал, месяц
|
|||||||||
I |
II |
III |
|||||||||
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
|||
Теоретические сведения. |
|||||||||||
1. |
Влияние аквааэробики на детский
организм. |
+ |
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
2. |
Правила поведения в бассейне.
Меры безопасности. |
|
+ |
|
|
+ |
|
|
+ |
|
|
Подготовительные упражнения на воде, упражнения,
позволяющие познакомить детей с водой
и ее свойствами. |
|||||||||||
4. |
Упражнение на дыхание. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
5. |
Погружение в воду с головой. |
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
6. |
Открывание глаз в воде. |
|
|
|
+ |
|
+ |
+ |
|
+ |
|
7. |
Всплывание и лежание на
поверхности воды. |
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
8. |
Скольжение по поверхности воды. |
|
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Упражнения для разучивания техники плавании «с опорой и без». |
|||||||||||
9. |
Движение рук и ног. |
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
10. |
Дыхание пловца. |
|
|
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
|
11. |
Согласование движений рук, ног,
дыхания. |
|
|
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
|
12. |
Плавание с координацией движений. |
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
Простейшие спады и прыжки в воду. |
|||||||||||
13. |
Спады. |
|
|
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
|
14. |
Прыжки на месте и с
продвижением. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
15. |
Прыжки ногами вперед. |
|
|
+ |
+ |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
|
16. |
Прыжки головой вперед. |
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
Игры и игровые упражнения способствующие и развивающие |
|||||||||||
17. |
Умения передвигаться в воде |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
18. |
Овладению навыком погружения и
открывания глаз |
|
|
+ |
+ |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
|
19. |
Овладению выдохам в воду |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
20. |
Развитию умения всплывать |
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
21. |
Овладению лежанием |
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
22. |
Овладению скольжением |
|
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
|
23. |
Развитию умения выполнять
прыжки в воду |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
24. |
Развитию физического качества |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Художественное
плавание. |
|||||||||||||||||||||
25.
|
Элементы художественного плавания:
хороводы, фигурные маршировки, геометрические фигуры, построения, перестроения. |
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|||||||||||
26. |
Плавательные движения и элементы статистического плавания. |
|
|
+ |
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|||||||||||
27. |
Композиции художественного плавания: индивидуальные, групповые, парные. |
|
|
+
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|||||||||||
Упражнения релаксации. |
|||||||||||||||||||||
28. |
Восстановительные упражнения на воде. |
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|||||||||||
29 |
Дыхательные
упражнения «с опорой и без». |
|
|
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|||||||||||
30 |
Лежание на спине, на груди с плавательным оборудованием. |
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|||||||||||
31 |
Плавание
на спине, на груди с плавательным
оборудованием. |
|
|
|
|
|
|
+
|
+
|
+
|
|||||||||||
32 |
Плавание в свободном режиме. |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||
Комплексы упражнений
аквааэробики. |
|||||||||||||||||||||
33 |
Без предметов. |
+ + |
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
34 |
С
мячом. |
|
+
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
35 |
С
гимнастической палкой. |
|
|
+
|
+
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
36. |
С
мячами. |
|
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
|
|
|||||||||||
37. |
С игрушками. |
|
|
|
|
+
|
+
|
+
|
|
|
|||||||||||
38. |
С
обручем. |
|
|
|
|
|
|
|
+
|
+
|
|||||||||||
Комплексы упражнений
аквааэробики. |
|
||||||||||||||||||||
33. |
Без предметов. |
+ + |
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
34. |
С
мячом. |
|
+
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
35. |
С
обручем. |
|
|
+
|
+
|
+
|
|
|
|
|
|
||||||||||
36. |
С
мячами. |
|
|
|
|
+
|
+
|
+
|
|
|
|
||||||||||
37. |
С
лентами. |
|
|
|
|
|
|
|
+
|
+
|
|
||||||||||
38. |
С
нудолсами. |
|
|
|
|
|
+
|
+
|
+
|
|
|
||||||||||
Характеристика основных плавательных навыков
Навык
|
Характеристика |
Ныряние |
Помогает обрести чувство уверенности, учит
произвольно, сознательно уходить под воду, ориентироваться и передвигаться, знакомит с подъемной
силой. |
Продвижение в воде |
Позволяет почувствовать статистическую, но и динамическую
подъемную силу, учит продвигаться и ориентироваться в воде, работать
попеременно руками и ногами, проплывать большие расстояния, совершенствует навыки
и способствует развитию выносливости;
позволяет сделать первый шаг от человека, не умеющего плавать, к пловцу. |
Контролируемое дыхание
|
Ритмичное правильное дыхание, согласованное с
ритмом движений, учит преодолевать давление воды, развивает дыхательную мускулатуру, взаимосвязано со всеми навыками. |
Прыжки в воду |
Вырабатывают умение владеть своим телом в воде,
чувствовать действие разных сил,
развивают решительность, самообладание и мужество. |
Лежание |
Позволяет почувствовать статистическую подъемную силу, удерживать тело в состоянии
равновесия, учит преодолевать чувство страха. |
Умение использовать приобретенные навыки в
различных сочетаниях и в самых разнообразных упражнениях считается результатом
усвоения материала.
Оценка плавательных умений детей дошкольного возраста.
Уровень развития основных навыков плавания
оценивается с помощью тестирования
плавательной подготовленности по каждой
возрастной группе. В качестве критериев оценки выбран ряд контрольных
упражнений.
Упражнения для определения уровня
плавательной подготовленности (5-6 лет)
Навык плавания |
Контрольное упражнение |
Ныряние |
Ныряние в обруч. |
Проплывание тоннеля. |
|
Подныривание под мост. |
|
Игровое упражнение «Ловец». |
|
Продвижение в воде |
Скольжение на груди с работой ног, с работой рук. |
Скольжение на спине. |
|
Продвижение с плавательной доской с работой ног
на груди. |
|
Контролируемое дыхание |
Выполнение серии выдохов в воду. |
Упражнение на задержку дыхания «Кто дольше». |
|
Прыжки в воду |
Прыжок ногами вперед. |
Соскок головой вперед. |
|
Лежание
|
Упражнение «Поплавок». |
Упражнение «Звездочка» на груди, на спине. |
|
Лежание на спине с плавательной доской. |
При оценке двигательных навыков детей, вводятся следующие обозначения.
Высокий уровень – означает правильное выполнение, т. е. навык сформирован,
автоматизирован. Ребенок сам выполняет упражнение.
Средний
уровень – говорит о
промежуточном положении, т.е. недостаточно правильном выполнении упражнения.
Ребенок выполняет с помощью.
Низкий уровень – указывает на неправильное выполнение движения. Ребенок не выполняет
упражнение.
Тестирование проводится в начале
и в конце года. Результаты вносятся в диагностическую карту освоения
навыков плавания. На основании, которой осуществляется анализ развития плавательных способностей
детей дошкольного возраста по навыкам и умениям, анализ уровня общей
плавательной подготовленности, а также проводится сравнительная
диагностика роста плавательных умений.
Основные плавательные навыки |
||||||||||||||||
№ |
Ф.И. ребенка |
вход |
ныряние |
прыжки в воду |
лежание |
продвижение |
||||||||||
на спине |
на груди |
на спине |
на груди |
|||||||||||||
н.г |
к.г. |
н.г |
к.г. |
н.г |
к.г. |
н.г |
к.г. |
н.г |
к.г. |
н.г |
к.г. |
н.г |
к.г. |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
К концу
первого года обучения дети должны уметь (5-6лет).
Ø Погружать лицо и голову в воду, открывать глаза в воде.
Ø Бегать парами.
Ø Нырять в обруч, проплывать тоннель, подныривать под гимнастическую палку.
Ø Доставать предметы со дна.
Ø Выполнять вдох над водой и выдох в воду с
неподвижной опорой.
Ø Выполнять серии выдохов в воду, упражнение на
задержку дыхания «Кто дольше».
Ø Выполнять прыжок ногами вперед.
Ø Скользить на груди с работой ног, с
работой рук.
Ø Пытаться скользить на спине, лежать с плавательной доской.
Ø Продвигаться с плавательной доской с работой ног на груди.
Ø Выполнять упражнения «Звезда» на груди, на спине.
Ø Выполнять упражнение «Поплавок».
Ø Выполнять комплексы аквааэробики, упражнения восстановления, релаксации.
Ø Применять элементы художественного плавания.
Ø
Творчески использовать приобретенные навыки.
Гигиенические навыки.
·
Самостоятельно раздеваться, одеваться и вытираться.
·
Принимать душ, знать личные вещи.
Правила поведения.
v Знать основные правила поведения, соблюдать их.
v Реагировать на замечания инструктора, выполнять его требования.
Гигиенические навыки.
·
Принимать душ, знать личные вещи.
·
Самостоятельно раздеваться, одеваться и вытираться.
Правила поведения.
v Знать основные правила поведения и сознательно их выполнять.
v Реагировать на замечания преподавателя, выполнять его требования.
Требования к уровню подготовки
воспитанников.
·
Должны знать:
- основы здорового
образа жизни, формы укрепления здоровья;
- правила безопасности на воде.
·
Должны иметь представление:
- об оздоравливающем эффекте
аквааэробики.
·
Должны демонстрировать:
- плавание
одним-двумя стилями в общих чертах;
- комплексы
упражнений по аквааэробике;
- композиции
художественного плавании;
- основные навыки
плавания в контрольных упражнения.
Благоприятное воздействие плавания на организм
человека широко пропагандируется и
используется как мощное закаливающее средство. Помимо закаливания,
осуществляется благоприятное воздействие на опорно-двигательный аппарат,
сердечно-сосудистую и центральную нервную систему малышей. Плавание - это
единственный вид спорта, обеспечивающий максимальную нагрузку на мышцы, при
минимальной нагрузке на позвоночник.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Федеральная целевая программа развития образования на
2011-2015 гг., утверждена постановлением Правительства РФ от 07.02.2011 № 61;
2.
План действий по модернизации общего образования на 2011
– 2015 гг., утвержден Распоряжением Правительства РФ от 07.09.2010 № 150–р;
3.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации на период до 2020 г., утверждена распоряжением
Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662 –р;
4.
Федеральный государственный стандарт начального общего
образования, утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от
06.10.2011 № 373;
5.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
6.
СанПин 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях»,
утверждены постановлением Главного государственного врача РФ от 29.12.2010 г. №
189;
7.
Федеральные государственные требования к структуре
основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ); Федеральные
государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной
программ ДОУ.
8.
Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева, Т.Д. Богина. Обучение
плаванию в детском саду: Книга для воспитателей детского сада и родителей - М.:
Просвещение, 1991 г. - 159 с.
9.
Л.Ф.Еремеева. Научите ребенка плавать. Программа обучения
плаванию детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методическое пособие.
- СПб.: Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.
10.
Урвачева Л.Н. Учимся плавать играя / Инструктор по
физкультуре дошкольного образовательного учреждения № 1 / 2008, с.61.
11.
Хрущева О.С. Спортивное развлечение в бассейне. /
Инструктор по физкультуре дошкольного образовательного учреждения № 2 / 2008,
с.54.
12.
Волошина Л.Н.Воспитание
двигательной культуры дошкольников:
Учебно-методическое пособие/Л.Н.Волошина. –
М.:АРКТИ, 2005.-108 с. (Развитие и воспитание)..
Аналитическая записка
Муниципальное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад комбинированного
вида № 23 «Лучик»
город Саянск, Иркутской области
Иванова Лариса Николаевна,
педагог-психолог;
Судакова Галина Валерьевна, инструктор
по физической культуре;
Савельева Мария Олеговна, инструктор по физической культуре.
Номинация: Методические разработки (конспекты занятий, сценарии мероприятий (тренингов, вечеров, родительских собраний), методические разработки (пособия, программы и т.д.).
Критерии |
Аналитическая записка (содержание) |
Целесообразность
и актуальность решаемых задач |
Реализация
образовательного проекта «Цветные капельки» направлена на развитие
произвольного внимания и саморегуляции собственных действий у детей старшего
дошкольного возраста, посредством совместной творческой игровой деятельности
детей и их родителей, педагогов. Решение
актуальных задач проекта, в первую очередь предусматривает - научить старшего
дошкольника управлять не только вниманием, но и собственным поведением.
Потому, что произвольное внимания является частью развития произвольного
поведения в целом, которое определяет уровень сформированности социальной
компетентности дошкольника и создает успешность в предстоящем обучении в
школе. Проект
ориентирован на детей старшей и подготовительной к школе групп. В проекте участвуют педагоги, воспитанники
и их родители. |
Инновационность
предложенных идей по решению задач в проекте |
Идея
создания проекта была заимствована из опыта работы
педагога-психолога, Центра психолого-педагогической реабилитации и
коррекции «Саторис», г.
Уфа, Республика Башкортостан Аллы Фазлетдиновой, опубликованный в
методическом журнале «Школьный
психолог» (январь,2012г.). В
педагогической литературе нет подробного
методического описания работы с пипеткой и водой с дошкольниками,
поэтому проект дает возможность экспериментировать, чтобы понять, как
эффективнее выстраивать педагогические мероприятия и какие моменты
заслуживают особого внимания. Новизна
данного проекта заключается в креативном подходе решения данной
проблемы и в том, что для занятий с детьми используются нестандартные
материалы для педагогической деятельности: пипетки
медицинские - несколько штук (для каждого цвета лучше свою пипетку); вода; краски,
разбавленные водой (цветная
вода). Разрешать
детям капать капельки можно прямо на доску (своеобразная творческая
планшетка, главное, чтобы поверхность была сухая, ровная и гладкая).
Капельки могут быть из простой воды, а можно развести гуашь с водичкой и
капать цветные капельки. Детям такой подход очень нравится. На
практике оказалось, что возможностей "цветных капелек" гораздо
больше для развития и обучения старших дошкольников: 1.
Работа с разными цветами привлекает внимание ребенка, делает педагогические
мероприятия яркими и интересными.
Рисовать капельки нужно точно и аккуратно, поэтому дети учатся концентрации внимания и их движения
становятся все более координированными. 2.
Игровые упражнения "с пипеткой" способствуют развитию мелкой моторики, т.е. идет подготовка руки ребенка к письму. 3.
Игровые занятия с "цветными каплями" - отличный способ самовыражения и поднятия самооценки
дошкольников, а также развития творческого воображения и позитивного
эмоционального настроя. Все
эти качества важны в подготовке старших дошкольников к предстоящему обучению
в школе. |
Содержание
проделанной работы |
Реализация
проекта рассчитана на один год. На
подготовительном этапе была изучена литература по проблеме развития
произвольного внимания и сформированности навыков саморегуляции у старших
дошкольников. Создан
кейс педагогических мероприятий в рамках данного проекта и картотеки игр на
развитие свойств внимания, и «В мире
эмоций», которые постоянно пополняются и
обновляются. Задания и игровые
(творческие) упражнения постепенно усложнялись, и ребенок учился рисовать из
капелек более замысловатые фигуры. На первом занятии педагог показывает
ребенку, как рисовать пипеткой капли. Совместно с ребенком идет закрепление
цвета. На
втором и последующих занятиях идет повторение, того, чему ребенок уже
научился, но с усложнением. Теперь из капелек составляем дорожки, бусы и
т.д., важно предоставить ребенку полную свободу действий в творческом
самовыражении. На
различных этапах реализации проекта и дети, и родители проявили высокую
познавательную и творческую активности. Такой результат достигался, благодаря
использованию активных методов и
приемов, а также форм работы с детьми и родителями. Итогом
совместных с детьми и родителями занятий по проекту - коллективное панно «Цветные капельки». Для
решения задач обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и
повышения компетентности родителей в вопросах воспитания и развития ребенка
проводилась следующая работа: -
Педагогический всеобуч для родителей «Практические рекомендации родителям и педагогам гиперактивного
ребенка»; -Детско-родительский игровой тренинг «Социальная импульсивность»; -
Психологический лекторий для родителей «Как формировать волевое поведение 6-7 летних детей». С
целью повышения уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ по
вопросам развития произвольного внимания
и саморегуляции поведения у старших дошкольников, проведены следующие мероприятия: -
Практико-ориентированный семинар для педагогов: «Условия успешного
формирования социальной и коммуникативной компетентностей у старших
дошкольников»; -
Брейнрайтинг (Брейнрайтинг как метод для выработки и создания новых идей):
«Обсуждение потенциальных возможностей реализации проекта на
эмоциональное и когнитивное развитие старшего дошкольника»; -
Педагогическая гостиная «Цветотерапия
вокруг нас»; - Педагогическая лаборатория для педагогов «Работа с импульсивными детьми» В
рамках реализации проектов проведены
мероприятия: -
Фоторепортаж «Цветные
капельки»; - Презентация проекта
«Цветные капельки»; -
Выставка детских рисунков (коллективное панно) «Цветные капельки». |
Педагогическая/методическая ценность образовательной
активности с педагогами
|
- Создание положительной атмосферы
общения между педагогами; - Повышение уровня
психолого-педагогической компетенции педагогов по вопросам развития у детей творческого
воображения. |
Значимость полученных результатов |
- Повышение уровня профессиональной компетентности и
профессионального мастерства педагогов в области современных методов, и приемов, направленных на развитие
воображения, творческих способностей и креативного мышления (приемы:
«Усовершенствование предмета, «Да-Нет», «Корзина идей», «Оживление» и методы:
«Мозговой штурм», метод «Синектика», «метод Аналогий»; - Интерес педагогов к образовательным
активностям, проводимым в ДОУ; - Мотивационная готовность педагогов к
самообразованию в вопросах творческого
воображения и креативного мышления у
детей дошкольного возраста; - Осознанное использование педагогами
дошкольного учреждения знаний педагогической науки и практики в воспитании и
развитии детей, а также развитие
собственных гибких навыков, необходимые для
достижения профессионального и личного успеха; - Расширение спектра совместных дел детей,
родителей и педагогов.
|
Дальнейшее развитие образовательной активности с педагогами: «Творческое воображение у детей
дошкольного возраста»
|
- В дальнейшем планируется ввести в дошкольном
учреждении традицию - «День творческих дел», когда родители,
дети и педагоги могут свободно пообщаться
и в игровой форме осуществлять творческие замыслы; - Подготовить информационно-тематические буклеты для педагогов:
Ø
«Soft skills - надо ли знать о них педагогам?» ;
Ø «Пять
навыков, на которые стоит обратить внимание, педагогам».
|
Сценарий педагогического мероприятия для
педагогов ДОУ
на тему:
«Творческое воображение у детей дошкольного возраста»
Цель: познакомить педагогов дошкольного учреждения с игровыми упражнениями, способствующие развитию у детей дошкольного возраста творческого воображения и креативного мышления.
Уважаемые коллеги, на нашей встрече мы предложим вам познакомиться
с определенными упражнениями и играми, которые направленны на развитие
творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
В начале встречи - информационная справка о процессе воображения
детей дошкольного возраста.
Воображение как снова всякой творческой деятельности
одинаково проявляется во всех сторонах
культурной жизни.
По мнению, Л.С. Выготского, «...все решительно, что
окружает нас и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличие от
мира природы, - все это является продуктом человеческого
воображения и творчества, основанного на этом воображении».
А теперь переходим непосредственно к практической части.
1.
Далее, работа с текстом на цветных
карточках. «Роль воображения в разных аспектах человеческой жизни». Педагогам
предлагают зачитать вслух текст
на цветных карточках - о роли воображения в:
- в деятельности;
- в науке;
- в творчестве;
- в обучении;
- в развитии личности;
- в проблемных ситуациях.
Чем вообще живет человеческая фантазия?
Образами - тем, что мы воображаем, придумываем, додумываем, когда
нужно выйти за рамки известного и
понятного.
Без фантазии человеку сложно представить свое
будущее, его возможные варианты. Она позволяет избежать многих ошибок и
выбрать, может быть, единственно правильный путь. Как можно прожить без
фантазии?
2. Уважаемые коллеги, Вашему вниманию предлагаем несколько
игровых упражнений, направленных на развитие воображение у детей и родителей и
педагогов.
Педагогам выданы
листы с рисунками и предложено дорисовать по своему воображению.
- Это тест Торенса, но есть и упражнения О.
Дьяченко (стимульный материал).
3. Василий Сухомлинский говорил, что у
творческого педагога и будут творческие дети.
Следующее
упражнение «Что может получиться».
Педагогам предлагается выбрать понравившийся
цветной картонный квадрат с приклеенной крышкой и, используя фломастеры, маркеры или цветную бумагу, ножницы и клей -
«создать новый образ». (Слайд 5)
4. Демонстрация для педагогов практических упражнений, которые помогут развить мягкие навыки (Soft skills). Цель данных упражнений – «сделать Ваш ум более острым и гибким», а также развить креативность и совершенствование творческого мышления.
-. Упражнение «Моё имя»
Инструкция:
- Напишите своё имя в столбик. К каждой букве подберите положительную характеристику. Прочитайте всем участникам тренинга. Например: меня зовут Ирина – интересная, интеллектуальная, игривая, искромётная.
- Упражнение “Два случайных слова”
В качестве вводных слов к данному упражнению
процитируем Стива Джобса: “Креативность – это просто создание
связей между вещами. Когда творческих людей спрашивают, как они что-то сделали,
они чувствуют себя немного виноватыми, потому что они не сделали ничего на
самом деле, а просто заметили. Это становится им понятно со временем. Они
смогли связать разные кусочки своего опыта и синтезировать что-то новое.
Это происходит потому, что они пережили и увидели больше, чем другие, или
потому, что они больше об этом размышляют”.
Теперь возьмите в руки толстую книгу или толковый
словарь. Раскройте на любой странице и, не глядя, ткните пальцем. Выпишите
первое выбранное слово. Повторите действие еще раз и выберите второе слово.
Затем попробуйте найти нечто общее между этими
двумя словами, сопоставляйте их, анализируйте, сравнивайте, ищите взаимосвязи.
Придумайте историю, которая связывала бы два эти понятия, пусть самую
невероятную историю.
- Упражнение «Решите анаграммы и исключите лишнее слово» (Слайд 6).
Рефлексия.
Обсуждение. Передавая «Сердечко», поделиться своими впечатлениями, ответить на следующие вопросы:
- Данные игры, упражнения вы можете использовать в своей педагогической деятельности?;
- Какие из них вам больше
понравились, чем?
- Какие упражнения вызвали недоумение,
непринятие? Почему?
Выражаем всем присутствующим коллегам благодарность за практическое участие и внимание.
Муниципальное
дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного
вида 23 «Лучик»
Рассмотрено: На педагогическом совете Протокол № 4 от 15.02.2021 |
Утверждено: Приказ от 12.04.2022г №116/23-26-58 |
Мастер-класс для
педагогов
«Творческое
воображение»
Савельева М.О
Инструктор по физической культуре
ВООБРАЖЕНИЕ
ВООБРАЖЕНИЕ
И БУДУЩЕЕ
Воображение как основа всякой творческой Деятельности
одинаково проявляется во всех сторонах культурной жизни. По мнению Л.С. Выготского,
«...все решительно, что окружает нас и что сделано руками человека, весь мир
культуры, в отличие от мира природы, - все это является
продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении». «Всякое изобретение, — говорит Рябо, — крупное или мелкое, прежде чем окрепнуть, осуществившись физически, было объединено только воображением, — постройкой, возведенной в уме посредством новых сочетаний или Соотношений», По выражению Л.С. Выготского, все предметы окружающей жизни являются «кристаллизованным воображением».
Результаты
воображения. Воображение — это не просто праздная забава
ума. а процесс переработки прежнего опыта и создания нового, того, чего не было
в действительности. Способность человека комбинировать элементы прошлого опыта
или приобретенных знаний позволяет ему быть менее зависимым от реальной
действительности. предвидеть возможное
В Детстве. Воображение начинает проявляться в раннем детстве, когда дети воображают игровые ситуации н роли, заменяют реальные предметы другими предметами и действуют с ними, как с настоящими. В игре ребенок творчески перерабатывает пережитые впечатления и комбинирует их, создавая новые построения, придумывая новую действительность, в которой активно действует.
В Деятельности. Участие воображения в повседневной жизни людей позволяет проектировать будущую деятельность, будущий результат деятельности, представлять ход событий, которые он сам не видел. Такие возможности психики позволяют познавать прошлое и будущее, невидимые процессы действительности.
В науке. Предварительные предположения о каких-либо явлениях выполняют роль гипотез, которые могут быть проверены наукой н практикой. Гипотезы - это продукт воображения, который создается на основе знаний и прошлого опыта. Он позволяет проникать в прошлое, будущее, невидимое. Воображение тогда выполняет роль исследуемого зонда, который предваряет практические действия или научное исследование по доказательству гипотезы, подтверждению ее правильности.
В творчестве. Любой проект, или художественное произведение или план будущей деятельности, опережает реальное его воплощение и не может быть осуществлен без предварительного его создания в уме. Идеальный образ несуществующих явлений также является продуктом воображения. Воображение присутствует во всяком творчестве, где человек создает что-то новое, а также комбинирует, изменяя старое. Творчество - необходимое условие существования. Оно присутствует в повседневной жизни, проявляясь как крупица нового, преодолевая рутинные стереотипные решения.
В обучении. Воображение присутствует и в процессе обучения, когда человек представляет себе то, что излагается в рассказе или описано в книге, то, чего человек сам не видел. Без воображения невозможно освоить опыт человечества. Поэтому, важным показателем готовности ребенка к школьному обучению является сформированность у него в дошкольный период элементов воображения: умения комбинировать, создавая новые образы, из деталей планировать новые образы, замысел постройки или сюжета игры. В процессе школьного обучения, воображение получит свое дальнейшее развитие и вместе с другими познавательными процессами будет выполнять работу в регуляции поведения, предваряя любые действия и поступки.
В развитии личности. Воображение присутствует не только в творческой и познавательной и организации любых практических действий, но в развитии личности, помогает построить образ самого себя в прошлом, настоящем и будущем, участвует построении жизненных целей, мировоззрения. Воображение участвует в построении картины мира, места личности в нем. Построить структуру социальных ролей личности идеальный образ своего поведения, который начинает руководить поступками человека.
В проблемных ситуациях. Повседневно человек действует в условиях недостаточной информации в проблемной ситуации, которую он может решить с помощью воображения. Воображение не позволяет дополнить недостающую информацию, предположив целый ряд вариантов, которые он может проанализировать с помощью мышления и проверив в практической деятельности. Таким образом, воображение ускоряет поиск и позволяет принять решение в критической ситуации. Человек с хорошо развитым воображением в экстремальных ситуациях может легко найти решение, гак как умеет комбинировать самые необычные сочетания которые позволяют ему найти наилучший вариант, нестандартное решение задачи.
Развиваем креативность. 5 упражнений
Креативность — это творческие способности личности, позволяющие создавать
и воплощать в жизнь принципиально новые идеи.
Творческая составляющая присутствует в каждом человеке от
рождения. Посмотрите, как раскованы дети в любой творческой деятельности. К
сожалению, большинство из нас теряет свободу творчества под влиянием воспитания
и социального окружения.
Прямо сейчас мы хотим предложить несколько практических упражнений, которые помогут сделать ваш ум более острым и гибким, а также развить вашу креативность и будут способствовать дальнейшему совершенствованию творческого мышления.
Упражнение №1: “Два случайных слова”
В качестве вводных слов к данному
упражнению процитируем Стива Джобса: “Креативность –
это просто создание связей между вещами. Когда творческих людей
спрашивают, как они что-то сделали, они чувствуют себя немного виноватыми,
потому что они не сделали ничего на самом деле, а просто заметили. Это
становится им понятно со временем. Они смогли связать разные кусочки своего
опыта и синтезировать что-то новое. Это происходит потому, что они пережили
и увидели больше, чем другие, или потому, что они больше об этом
размышляют”.
Теперь возьмите в руки толстую книгу или толковый словарь.
Раскройте на любой странице и, не глядя, ткните пальцем. Выпишите первое
выбранное слово. Повторите действие еще раз и выберите второе слово.
Затем попробуйте найти нечто общее между этими двумя словами, сопоставляйте их, анализируйте, сравнивайте, ищите взаимосвязи. Придумайте историю, которая связывала бы два эти понятия, пусть самую невероятную историю.
Упражнение №2: “Игра в ассоциации”
Посмотрите вокруг себя. За какой предмет зацепился ваш
взгляд? Предположим, за диктофон, что лежит на столе. Теперь возьмите бумагу и
ручку и напишите 5 прилагательных, которые наиболее подходят к выбранному вами
предмету.
Например, а нашем случае: диктофон…
§ стильный;
§ функциональный;
§ удобный;
§ легкий;
§ белый.
Получилось? Продолжим. Напишите еще
5 прилагательных, которые к выбранному вами предмету абсолютно не подходят.
Сделать это будет несколько сложнее: диктофон…
§ изумрудный;
§ зимний;
§ жареный;
§ ситцевый;
§ сморщенный.
Вот, что пришло нам в голову. Покопайтесь в своих
ощущениях и восприятии окружающего мира и отыщите нужные определения. Приложите
чуть больше усилий, и все получиться, главное не оставляйте задание
невыполненным. Посидите и поразмышляйте.
Упражнение №3: “Безумный архитектор”
Как вы смотрите на то, чтобы примерить на себя роль
архитектора и спроектировать, к примеру, свой загородный дом? Даже, если вы
совсем не умеете рисовать и с ужасом вспоминаете школьные уроки черчения. Поверьте,
здесь нет ничего страшного. Умения рисовать и чертить здесь не важны. Главное –
сам процесс. Мы смогли вас убедить? Отлично, тогда начали.
Сначала запишите на листе бумаги 10
любых существительных. Апельсин, ваза, лужайка, вода, томат –
все, что приходит в голову. Представьте, что эти 10 слов – 10 обязательных
условий заказчика, которому вы проектируете дом.
Например, “апельсин” –
выкрасите стены загородного дома в оранжевый цвет, “вода” –
пусть перед домом будет прудик с водопадом или небольшой фонтан, “томат” –
это красные рыбки в пруду или занавески в горошек на окнах и т.д. Просто дайте
волю своей фантазии, включите креативность. Рисуйте и представляя, как бы это
могло выглядеть в реальной жизни.
Упражнение №4: “Час молчания”
Не пугайтесь, набирать в рот воду и молчать не придётся. Как
следует из названия упражнения, данному заданию вы посвятите лишь один час, но
при этом вам не следует отрываться от своих привычных дел и обычного распорядка
дня.
В течение этого времени отвечайте людям только на общие вопросы, используя “да”, “нет” и “не знаю”. Ведите себя естественно, чтобы никто из окружающих не заподозрил ничего странного. Ни у кого не должно сложиться впечатления, что вы не в себе, заболели или встали утром не с той ноги. Попробуйте, мы уверены, вам понравится.
Упражнение №5: “Тест на
креативность”
Поверьте в себя и отбросьте прочь все сомнения. Возьмите лист бумаги формата А4 и нарисуйте вот такие крестики: 6 в высоту и 9 в длину:
Генерируйте мысли, не останавливайтесь на достигнутом. Чем
больше вы будете тренировать свой мозг, развивать фантазию и креативную
составляющую, тем больше интересных идей и решений к вам будет приходить.
Будьте креативны! На ум приходит фраза из фильма “99 франков”: “Креатив — не то ремесло, где ты должен оправдывать свою зарплату; это такое ремесло, где твоя зарплата оправдывает тебя. И карьера креатора, так же эфемерна, как карьера директора телепрограмм.
Психологи выделили
Черты творческой личности:
·
творческой
личности не свойственен конформизм. Именно независимость суждений позволяет
находить пути, по которым через страх выглядеть смешно не осмеливаются идти
другие люди;
·
творческая
личность только тогда воспринимает общепринятые ценности, когда они совпадают с
ее собственными;
·
она
не догматик, ее представление о жизни и обществе, о смысле поступков могут быть
неоднозначными
·
любознательная,
постоянно стремится объединить данные из разных отраслей;
·
любит
играть, у нее появляется множество странных идей, имеет детскую способность
удивляться и восхищаться;
·
любит
мечтать, может удивлять других за то, что внедряет в жизнь «нелепые» идеи,
интегрируя иррациональные аспекты своего поведения.
Условия, мешающие выявлению творчества:
·
стереотипы
мышления;
·
страх
ошибиться, стремление не оригинально решить задачу, а получить высокую оценку;
·
слишком
велико желание может тормозить творческий процесс-чтоб импровизировать, нужно
вдохновение;
·
одноплановые
знания не способствуют творчеству, нужны широкие интересы в различных жизненных
сферах;
· страх быть в центре внимания, нежелание казаться «белой вороной», экстравагантной.
Творчество – деятельность, порождающая нечто
качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и
общественно-исторической уникальностью.
Творческий потенциал – совокупность качеств человека,
определяющих возможность и границы его участия в определённой деятельности.
Педагогическая деятельность – это
проявление постоянного разностороннего творчества. Она предполагает наличие у
педагога совокупности творческих способностей, качеств, среди которых важное
место занимают инициативность и активность, внимание и наблюдательность,
искусство нестандартно мыслить, богатое воображение и интуиция.
Нельзя создавать новое, ни в одной сфере
жизни, не обладая творческими способностями. Чтобы быть эффективным педагогом и
сохранить при этом профессиональное здоровье необходимо видеть, находить и
создавать новое в профессии.
Творческое развитие педагога – это
длительный процесс, целью которого является формирование человека, как мастера
своего дела, настоящего профессионала.
Все упражнения, предусмотренные в
тренинге, дадут возможность почувствовать влияние творческой среды на
собственную деятельность, будут способствовать образованию и развитию мотивации
педагогов для работы с креативными воспитанниками.
Сейчас я вам предлагаю оценить уровень
вашего творческого потенциала, ответить на вопросы анкеты.
1. Упражнение
«Моё имя»
Инструкция: - Напишите своё имя в столбик.
К каждой букве подберите положительную характеристику. Прочитайте всем
участникам тренинга. Например: меня зовут Ирина – интересная, интеллектуальная,
игривая, искромётная.
2. Игра «На букву…»
Попробуйте в течение минуты назвать как
можно больше вещей, которые сейчас находятся в комнате вместе в вами и
начинаются на букв: «С». На букву «П»… А на «В»? Посчитайте, сколько у вас
получилось. Если постараться, то можно назвать более 50 вещей, а можно и более
100. Чтобы улучшить это упражнение подумайте, какие группы окружающих предметов
вы забыли включить.
Например, на букву «С» можно назвать
·
Светлана
·
Столы
·
Стулья
·
Стакан
·
Стенд
·
Стены
·
Спина
·
Стекло
·
Салфетки
·
Сумка
·
Страницы
·
Сарафан
·
Сансивьера
·
Стопка
(книг, тетрадей)
·
Солнце
·
Скрепки
на букву «В» можно назвать:
·
вещи,
вешалка, (предметы);
·
винты,
введение в книге на полке, (детали предметов);
·
вольфрам
нити лампы, войлок, вата, вискоза и т.д. (материалы);
·
ворс
на ковре, воск на паркете (покрытие);
·
волосы,
веки, веснушки, виски и т.д. (тело);
·
воображение,
восторг, волнение, возможность придумать что-то еще (ментальные понятия);
·
воздух,
ветерок, варианты слов, вы сами, все остальные (тоже на «в»).
Подумайте, что еще можно назвать?
Потренируйтесь с другими буквами: «п», «к», «с» – попроще, «д», «а», «т» -
посложнее.
3. Упражнение «Что нарисовано?»
Цель: осознать влияние предыдущего опыта
на восприятие, логичный переход к мини - лекции о ментальных моделях.
Участники группы сидят полукругом. У
тренера в руках лист с изображением куба. «Посмотрите, пожалуйста, на
этот лист и скажите, что вы видите на нем». Участники высказывают свои
версии: – рисунок, куб, геометрическая фигура, несколько квадратов, коробка,
комната…
Обсуждаемые вопросы:
- У нас возникли разные мнения по поводу
того, что изображено на этом листе. В то же время очевидно, что на нем нет
ничего, кроме двенадцати отрезков прямых. Таким образом, вы сумели проявить
свои творческие способности , увидев необычное в обычном
4. Упражнение «Шкатулка со сказками» (по
карточкам)
Цель: развивать оригинальность и гибкость
мышления, стимулировать творческое воображение и фантазию.
Говорят, что настоящая женщина из ничего
может сделать три вещи: салат, шляпку и конфликт. Мы с вами - настоящие
женщины, И я убеждена, что кроме этих трех вещей можем еще кое-что создать.
Сейчас вашему вниманию предлагается упражнение
Необходимо, руководствуясь цветовыми
ассоциациями, придумать увлекательный рассказ, на создание которой дается 3
минуты
5.Упражнение «Применение предметов»
Цель: развитие творческого интеллекта.
Материалы: скрепку для бумаг, зубную щетку,
карандаш, спичку... и т.д.
Время: 10–15 минут
Процедура: За две минуты найдите как можно больше
применений для обувного шнурка и запишите их. Это упражнение, развивающее
творческий интеллект для рассмотрения можно брать любой другой предмет.
Вопросы для обсуждения:
Сложно было придумывать новое применение
простым и знакомым вещам?
Как можно применять ваш предмет?
О чем заставило задуматься это упражнение
6. Упражнение «Сочиняем стихи»
Дано начало стихотворение, нужно придумать окончание (на выполнение дается 5
минут):
·
Утром
настроение плохое,
Глаз накрасить не могу никак…
·
Вместе
с мужем мы собрались
Выйти вдруг куда - нибудь…
·
Весной
везде повсюду лужи,
В ручьях кораблики плывут…
·
Я
решила похудеть,
Села на диету…
·
После
смены я решила
Быстренько уйти домой…
·
Всех
решила удивить
И французский суп сварить…
7. Упражнение «Нарисуй» (работа с карточками, на которых
нарисованы круги)
Цель: развитие творческого мышления.
Придумайте и нарисуйте на предложенных
бланках с нарисованными кругами предметы, где круг – это часть какого-либо
целого предмета.
8. Упражнение «Фантастические гипотезы «Если бы… »
Цель: развитие воображения
Инструкция: - В основе упражнения очень
простое и давно известное выражение «Если бы… », именно это словосочетание
запускает у нас свободное фантазирование. «Кабы я была царица…», «Кабы не было
зимы, в городах и селах… », «Если б мишки были пчелами… », «Если б я был
султан… » Знакомо? Вспомните детские игры! Согласитесь, тогда мы фантазировали
на всю катушку, предлагаю сейчас немного подурачиться и поиграть в «Если бы.».
·
-
Если бы у вас было дерево, на котором растут деньги, то…
·
-
Если бы вы поймали золотую рыбку, то …
·
-
Если бы все люди стали бессмертными, то…
·
-
Если бы у вас был клон который бы выполнял все ваши команды, то…
·
-
Если бы я могла летать…
·
-
Если бы я понимала язык животных и растений…
·
-
Если бы люди сразу (в ту же минуту) получали за свои дела…
·
-
Если бы возродился СССР… .
·
-
Если бы пропало слово “если”…
9. Упражнение «Словесная ассоциация».
Задача: Привести как можно больше
определений для общеупотребительных слов.
Работа в группах
Инструкция для испытуемого Найди как можно
больше определений для слов
·
«книга».
Например: красивая книга. Какая еще бывает книга?
·
«платье»
·
«стол»
Время выполнения субтеста — 3 минуты.
Категории ответов
1. Время издания (старая, новая,
современная, старинная).
2. Действия с книгой любого типа
(брошенная, забытая, украденная, переданная).
3. Материал и способ изготовления
(картонная, пергаментная, папирусная, рукописная, напечатанная).
4. Назначение, жанр (медицинская, военная,
справочная, художественная, фантастическая).
5. Принадлежность (моя, твоя, Петина,
библиотечная, общая).
6. Размеры, форма (большая, тяжелая,
длинная, тонкая, круглая, квадратная).
7. Распространенность, известность
(известная, популярная, знаменитая, редкая).
8. Степень сохранности и чистоты (рваная,
целая, грязная, мокрая, потрепанная, пыльная).
9. Ценность (дорогая, дешевая, ценная).
10. Цвет (красная, синяя, фиолетовая).
11. Эмоционально-оценочное восприятие
(хорошая, веселая, грустная, страшная, печальная, интересная, умная, полезная).
12. Язык, место издания (английская, иностранная, немецкая, индийская, отечественная).
10. Упражнение
«Клякса».
Каждого участника просят капнуть на лист бумаги гуашь,
чернила или густо разведенную акварельную краску. Лист складывается в том
месте, куда попала капля, прижимается на несколько секунд, а потом опять
выпрямляется. В результате на нем получается клякса, имеющая сложную форму.
Участников просят поочередно продемонстрировать кляксы, которые они изготовили,
и быстро назвать трех животных и три неодушевленных предмета, которые они
напоминают.
·
Обсуждение. Какие
варианты и чем запомнились, показались наиболее интересными?
11. Упражнение «Мои ассоциации»
Цель: выяснить ассоциации к понятию
«творческая личность»; назвать черты характера, присущие творческим людям.
В течение 5 минут подумайте и нарисуйте
то, с чем вы ассоциируете творческую личность. Это может быть объект живой или
неживой природы, даже естественное явление. Вы не ограничены никакими
правилами.
Рефлексия
· «солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось;
Решите анаграммы и исключите лишнее слово
1. БЕРОВОЙ, ПРАДОЕЛ, ГАПОЙУП, ЧЛАСКОТА;
2. ЛАРМДАЕМ, МАНОЧЕД, КЛАДЕРАСЬ, РОСИБАК;
3. ПОЛИДЕВЕС, МАТОКАС, НУЛОХДОСП, КОЛИРИ;
4. ДАТРЕТЬ, БУНЕКИЧ, ДАШРАКАН, СОЛЕСЫП.
1. НОТКЛОБ, КАБОЧБА, КРУЧА, ЛОВАРЬС;
2. ЕЛЕВТИЗОР, ПЬЮМОКТЕР, ЧЕЛИКА, НОМИРОТ;
3. КРИПКАС, НИАНИПО, ЛАРНЕТК, КОЛОМО.
1. МАРОКША, БОКАСА, ЦУРИКА, НЬЯВИС;
2. ВОКЬМОР, КЛАВЁС, ФЕЛЬТОКАР, ТЮЛИК;
3. ТЕРЮПИ, ТУРНАС, РААСТ, ЛЯЗЕМ.
1. БОРСУГ, ГЕНС, ДЕЛ, ЛОТЕП;
2. АЖАР, КИНЬКО, ЖЫЛИ, КСАНИ;
3. БУША, ОЛЕТ, КАШАП, ФРАШ.
1. УРОЧКАСНЕГ, МАШКАРО, ВОРОЖДЕСТ, АРОКПОД;
2. КАЁЛ, ШАКИР, ЛАНШЫД, ЛЯНДАГИР;
3. ВЕЗДАЗ, СВЕАЧ, РОТТ, ЖЛЯП.
1. ЛОКОБЯ, НДАРИНМА, РУШАГ, МЕЛЕТЬ;
2. СОНЛАРК, ВИНАМАЛЬ, РЬЕПО, ТИРАБУНО;
3. МАИЗ, ГЬЮВА, КАТОСАМ, НЕСГ.
1. ЕЛОР, БОНЕ, ГЛУБЬО, ВАСО;
2. СЫЧА, ПАХАЧЕРЕ, КОДИЛКРО, ШКАГУЛЯ;
3. ЛОНС, ГРИТ, НАСТЕ, ФРИЖА.
1. ТУФБОЛ, НЕТНИС, ЖАЛУ, КЕЙХОК;
2. АСКИКР, ШИКАРАНДА, БОМАЛЬ, СЛОЧИ;
3. ЧУТА, ЗИКАФИ, МИЯХИ, ЛОГИЯБИО.
1. РЫС, ФИРКЕ, МЕТАНАС, ЧЯМ;
2. ГРОПИ, ФЕТАКОН, ЧРУКА, ТРОТ;
3. НАЛЖУР, БЛАСАКО, СКАСИСО, ЛЕТАТОК.
1. РЕБЕЗА, ЦЕЛОНС, ОСНАС, ЯЛОБНЯ;
2. ЗАНЕБУДКА, СИВАЛЕК, АСЛОМ, ДЫШЛАН;
3. РЕЛЬПА, РАМТ, АЙМ, СНЕРИГЬ.
1. ЛОСТ, ТУЛС, ФАШК, УХАМ;
2. АБЫР, ДУМЕЗА,РЕСЛОК, ФИНДЕЛЬ;
3. РЕЧНИКА, БЛУКНИКА, МЛЯЗЕНИКА, ЧЕВРЯК.
1. ГАРЧ, СВОРЕЦК, ТРИЖС, УРЕЦОГ;
2. КАШОК, РЬЕТЕР, ЛИКОЛ, САТАК;
3. ДЫШЛАН, КАЛФИА, НЕТАМО, ЧИКВАНОДУ;
4. ДЕЗПО, ТУСКАК, СИТАК, ЛЕТОСАМ.
1. ЕЗДПО, ЦЫНОЖНИ, КАГОЛИ, КИТНА;
2. ГРИТ, ВЕЛ, УЖК, ПАГЕРД;
3. НИЦАГУСЕ, БОЧКАБА, ЧКАРУ, ВЯКЧЕР;
4. БЛОКОЯ, РУШАГ, БАСАКОЛ, МОНЛИ.
1. ТРАБ, РАСЕСТ, ДЯЯД, ШАЛОДЬ;
2. САКОЧ, ВИНЯШ, РОВЕД, УДОКАЧ;
3. ЕЛОП, ЧМЯ, БАНКИТ, ТАРООВ;
4. ДИОРА, ЕЛЕТВИЗОР, КАЧАШ, ЕЛЕТФОН.
1. ЛИГРАБ, КАЛОД, СУРАП, ТАКАН;
2. ЧУБРО, РУСАП, ЧИМЯК, СКАЛКАКА;
3. ПЛЯША, МАПАНА, ПКЕКА, КИСНО;
4. ЧЕРКИНА, ЛИМАНА, БАСАКОЛ, ЗЕМКАНИЛЯ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий